Итоговое сочинение

Основная информация

Информация в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (с изменениями).

Участники итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования. Итоговое сочинение с целью использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования вправе писать по желанию лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного), граждане имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее – выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Сроки и продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря — основной период (02 декабря 2020 года), первую среду февраля (3 февраля 2021 года) и первую рабочую среду мая — дополнительный период (5 мая 2021 года).

Продолжительность итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут (235 минут).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

В соответствии с Порядком проведения и проверки итогового сочинения (изложения) на территории Московской области, утвержденным приказом министра образования Московской области от 14.11.2016 № 4444, итоговое сочинение (изложение) проводится в общеобразовательных организациях, на базе которых сформированы пункты проведения единого государственного экзамена (ППЭ). ППЭ оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения (в режиме офлайн), средствами подавления сигналов подвижной связи.

В соответствии с изменениями (приказ министра образования Московской области от 03.11.2017 № 3066), внесенными в Порядок проведения и проверки итогового сочинения (изложения) на территории Московской области, участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные Порядком требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) руководителем общеобразовательной организации, на базе которой проводится итоговое сочинение (изложение), и (или) членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).

Места регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Обучающиеся образовательных организаций подают  заявление в образовательные организации, в которых  они осваивают программы среднего общего образования (по месту обучения). Выпускники прошлых лет, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях для подачи  заявления обращаются в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющие управление в сфере образования.

Информация о местах регистрации для участия в написании итогового сочинения на территории Городского округа Подольск (для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях):

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Адрес: Московская область, Г.о. Подольск, ул. Веллинга, д. 3, каб. 2 (1-й подъезд)
Тел.: 8-4967-63-61-78

Ответственный за регистрацию — Колесникова Галина Владимировна, заместитель директора МУ ДПО «Информационно-методический центр».

Открытые направления тем

Стали известны открытые направления тем итогового сочинения на 2020/21 учебный год.

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения на 2020/21 учебный год, они были объявлены 28 августа в ходе VII Общероссийского родительского собрания.

Направления для тем итогового сочинения в 2020/21 учебном году:

  • «Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);
  • «Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);
  • «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);
  • «Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);
  • «Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, в том числе ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его по желанию. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.

Основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году — 2 декабря 2020 года. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 3 февраля и 5 мая 2021 года.

Комментарии тем

ФИПИ опубликовал комментарии к тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2020/21 учебный год.

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2020/21 учебный год:

  1. Забвению не подлежит.
    Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
  2. Я и другие.
    При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
  3. Время перемен.
    В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
  4. Разговор с собой.
    Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
  5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
    Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.

В 2020/21 учебном году итоговое сочинение пройдет 2 декабря 2020 года, 3 февраля и 5 мая 2021 года.