Публичный доклад

 

Мотивирующая среда как средство работы с одаренными детьми

Лифанова Л.И.

В школе  более 10 лет продолжается формирование мотивирующей интерактивной среды, которая стимулирует учащихся к выбору профессий, позволяет создать систему непрерывного инженерного образования 5 – 11, подготовить учащихся, обладающих академическими знаниями и профессиональными компетенциями для дальнейшего обучения по наиболее приоритетным направлениям отечественной науки и техники. В 2015 году два учителя нашей школы стали лауреатами премии правительства РФ  за научно-практическую разработку «Мотивирующая интерактивная среда развития технологической компетентности будущей инженерной элиты».

            Миссия нашей школы: способствовать возрождению инженерного сословия в России. При этом мы считаем, что полноценная проектная деятельность учащихся – это эффективный механизм для качественной реализации ФГОС. Обратите внимание: на крыше школы вы видите солнечную электростанцию, обсерваторию, планетарий, центр космического мониторинга – это все инструменты мотивирующей среды.

Мотивирующая среда школы формируется из техносферы школы и инструментов для проектной деятельности.

Вторая составляющая техносферы — инновационные технологии основного образования, такие как электронный портфель учащегося, цифровые лаборатории естественнонаучного цикла, цифровой кабинет технологий на базе 3D принтеров, станков с ЧПУ, лазерных резаков.

Третья составляющая – проекты дополнительного образования — втоматизированная обсерватория; цифровой планетарий; виртуальная студия и школьное телевидение; лаборатория авиа и ракетомоделирования; центр космического мониторинга; лаборатория робототехники; школьная нанолаборатория; Лаборатория 3d моделирования, лаборатория биотехнологий, лаборатория космических исследований.

Дополнительное образование разбито на два больших кластера: астро — космический и естественнонаучный, а объединяет их искусство кино – виртуальная студия, успехи которой вам известны, в частности в этом году мы завоевали Гран при во Франции в Каннах на детском кинофестивале художественных фильмов.

Вся техносфера школы построена руками наших учеников, а финансирование — это либо выигранные по конкурсу гранты, либо спонсорская помощь ведущих мировых производителей образовательного оборудования.

Такая техносфера, если она при этом еще и функционирует, позволяет говорить о школе проектных технологий, которая базируется на трех китах, на трех инструментах.

Главный традиционный инструмент, который управляет техносферой и отвечает за реализации проектов – это школьное научное общество, а теперь уже проектно-исследовательский  центр  «Поиск», включающий 15 секций по самым разным наукам и технологиям. Руководители секций в абсолютном большинстве не учителя школы, а ученые, преподаватели вузов, технические специалисты.

Второй, новейший инструмент проектной деятельности – платформа интернета вещей Гринпл, разрабатываемая в настоящий момент учащимися школы под руководством IT специалистов. Этот программный продукт позволяет совершенно по-новому организовать проектную деятельность, благодаря всемирной паутине.

Уже второй год школа является региональной инновационной площадкой МОМО, по созданию аппаратно-программного комплекса, обеспечивающего возможности удаленной проектной деятельности через интернет. Некоторые прототипы таких устройств были выставлены на выставке в фойе.

И, наконец, третий инструмент проектная платформа «Космодис» — серьезное универсальное программное обеспечение, содержащее базы проектов, экспертов, научных консультантов, оборудования, учащихся и фестивалей, на которых создатели проектов в объективном соревновании доказывают превосходство и полезность для человечества своего творения.

Школа является одним из учредителей и разработчиков этого инструмента, который уже приобрел статус всероссийского, и победители и призеры фестивалей «Космодис» получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в определенные ВУЗы.

Первым победителем первого фестиваля «Космодис» стал ученик нашей школы Никита Самойлов, теперь студент университета и тьютер нашего инженерного класса, в котором он читает курс «Интернета вещей». Руководителем проекта «Космодис» является выпускник нашей школы, золотой медалист Кирилл Заведенский, который читает курс «Управление проектами» в инженерном классе.

Программа инженерного класса состоит из инвариантной и вариативной частей, которые позволяет реализовать мотивирующая интерактивная среда, созданная в школе.

Очередной проект для развития мотивирующей среды  автоматизированная оранжерея исследований в области биоинженерии и биоинформатики. Важность этого инновационного технологического и научного направления для образования, зафиксирована в Комплексной программе развития биотехнологий, принятой правительством РФ в 2012 году.

Особенностью этого биоэнергетического комплекса является то, что он работает на 5 возобновляемых источниках энергии.

Так что теперь, вы понимаете зачем в школе построена и уже функционирует солнечная электростанция.

Лаборатория космических исследований — этот  проект, придуман нашими детьми и полностью завладел их умами. Проектирование и разработка собственных космических спутников и  запуск их на околоземные орбиты.

Задача формирования образовательной системы в области использования результатов космической деятельности, зафиксирована в основополагающем правительственном документе по модернизации экономики Российской федерации на период до 2030 года, и, значит, наши планы лежат в русле государственной политики.

В настоящее время у нас уже работает центр космического мониторинга, и мы обрабатывает карты земной поверхности, получаемые с российский полярных спутников с помощью приемных антенн «Алиса» и «Вьюнок»

А это прототип будущего спутника, сделанного на 3D принтере нашими учащимися, членами проектно-исследовательского центра.

Традиционно раз в год в школе проводится Слёт активистов (по примеру Слёта в «Мечте»), куда приглашаются все желающие. Целый день идет работа по интересам. Члены Подольской Лиги старшеклассников и наши выпускники разрабатывают программы, проводят квесты, игры на сплочение и выявление лидерских качеств в разновозрастных командах. Неоценим вклад работы психолога и на Слёте, и в течение года. Юлия Старостина, наша выпускница, окончив МГУ пришла работать в школу. Она мастерски, профессионально ведет работу по раскрепощению и вовлечению ребят в активную жизнь школы и общества. Сегодня мы поздравляем Юлию Андреевну с защитой кандидатской диссертации.

            В школе каждый может найти себе дело по душе и реализоваться в каком — либо проекте. Так например, Никита Миронов и Анна Морозова сами захотели участвовать

в конкурсе «Ученик года». Никита Миронов стал призёром этого конкурса. Они оба стали победителями регионального конкурса «Отечество», а Анна Морозова победителем Всероссийского конкурса «Отечество» в номинации «Летопись родного края». Мы гордимся Полиной Камзеевой получившей 300 баллов на ЕГЭ, при этом она участник всех дел, победитель многих олимпиад и проектов.

            По окончании школы многие из наших выпускников продолжают активную деятельность в молодежных общественных организациях города.

            А вообще главным своим достижением мы считаем возвращение наших выпускников в школу. Павел Чеботарев, Игорь Колодкин, Кирилл Заведенский читают элективные курсы для старшеклассников. Андрей Бобырев – учитель технологии, Юлия Старостина – психолог, Никита Самойлов – тьютор инженерного класса и в скором будущем мы ожидаем возвращения других выпускников, окончивших вузы.

Уже сегодня мы можем говорить  о росте процента наших учеников, поступающих в технические вузы на чисто инженерные специальности. Благодаря созданной мотивирующей среде, эта цифра увеличивается с каждым годом.